В чем особенность технологии ЛСТК?
Технология строительства из легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) позволяет в сжатые сроки построить каркас здания из стальных оцинкованных холодногнутых профилей. Монтаж каркаса производится при помощи болтовых соединений либо специальных саморезов, без использования сварки, так как она может повредить оцинкованное покрытие.
Элементы будущего здания поставляются на строительную площадку полностью готовыми к монтажу, с нанесенным цинковым антикоррозийным покрытием и монтажными отверстиями. Благодаря полностью автоматизированному производству брак практически невозможен. Готовые конструкции доставляются, либо в частично собранном виде, либо полностью разобранными. В комплект входят: профильная система, крепежные элементы, чертежи и заводская спецификация для монтажа.
Используя технологию предварительного монтажа на производстве, можно существенно сократить время строительства, так как она позволяет осуществлять одновременно и подготовку строительного участка со всеми коммуникациями, и изготавливать каркас строения. С применением технологии ЛСТК строятся быстровозводимые объекты самого разного назначения: от промышленных, складских и сельскохозяйственных ангаров – до жилых малоэтажных зданий и объектов социального назначения.
Каковы основные преимущества технологии?
Преимуществ на самом деле много, но их необходимо разделить. Есть преимущества, которые относятся ко всем легким металлоконструкциям, включая не только ЛСТК, но и ЛМК. Это, в первую очередь, высокая скорость проведения строительно-монтажных работ и существенная экономическая выгода. Так как конструкции легкие возводить объекты можно и на недорогих мелкозаглубленных фундаментах. Для монтажа каркаса достаточно сил небольшой бригады, применение тяжелой спецтехники при этом не требуется.
Также преимуществами легких конструкций являются: разнообразие планировочных решений, высокая сейсмоустойчивость (строения выдерживают землетрясения до 9 баллов), отсутствие усадки, устойчивость к коррозии, экологичность и высокие эксплуатационные свойства – срок службы конструкций составляет минимум 50 лет.
К преимуществам непосредственно технологии ЛСТК можно отнести: компактность конструкций и легкость их транспортировки к месту строительства, идеальную точность геометрических размеров профилей и безупречное заводское качество. Технология позволяет экономить не только на этапе строительства, но и в процессе эксплуатации на отоплении, за счет низкой теплопроводности ограждающих конструкций. Еще один плюс – легкий демонтаж и возможность перемещать сооружения на другие участки. Если сформулировать кратко, то ЛСТК – это быстро, практично и надежно.
Насколько она распространена в других странах и какова доля в России?
Традиционно принято считать, что технология ЛСТК разработана в 50-х годах прошлого века в Канаде. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в это же время с ее применением возводили строения в США, Великобритании и Швеции. Даже в СССР уделялось значительное внимание строительству с применением легких металлоконструкций, о чем свидетельствует ряд книг и научно-исследовательских работ, появившихся в период 1957-1980 годы.
В наши дни, по данным из открытых источников, в Европе, Азии и США конструкции из ЛСТК занимают до 15% от общего объема строительства. При строительстве малоэтажных промышленных зданий в отдельных странах доля технологии ЛСТК доходит до 80%, а в России, по разным оценкам, составляет 6-8%.
Технология не новая, тем не менее, про нее нередко говорят как об инновационной. Почему? Насколько уместна такая приставка?
— Термин «инновационная» употребляют для обозначения новых внедряемых технологий, если они способствуют повышению эффективности процессов или улучшению качества продукции. Технология ЛСТК обеспечивает и то, и другое.
Она действительно инновационная, с точки зрения повышения эффективности строительных работ и высоких эксплуатационных качеств объектов, возведенных с ее применением. Насколько она «нова» можно судить по жизненному циклу других технологий строительства. А большинство из них насчитывают века.
По сравнению с ними, ЛСТК, конечно, нова, юна и только завоевывает свое право на длительное существование. Главная причина, которая тормозит ее активное внедрение — общая консервативность строительной индустрии. Сюда входит и неразвитость нормативно-технической базы, и отсутствие практики применения ЛСТК у многих проектных и строительных организаций, и нежелание экспериментировать, всегда проще использовать типовые, проверенные временем, решения.
Довольно часто можно услышать сетования, что российский рынок такой консервативный, не хочет применять передовые технологии, в то время как в прогрессивных и развитых странах… Но, если изучить зарубежный опыт, то становится очевидным, что внедрение технологий ЛСТК и там не происходило так уж быстро и гладко, как нам кажется.
К примеру, в жилищном малоэтажном строительстве в настоящее время стальной каркас преимущественно используется в географических районах, которые испытывают связанные с погодой повреждения или стихийные бедствия, такие как ураганы и землетрясения. Сталь активно применяется в этих местах, потому что имеет высокую прочность на растяжение и изгиб, и может противостоять разрушительным силам, оказываемым на жилые сооружения во время таких событий.
При внедрении технологии ЛСТК, и в Европе и в США возникали те же сложности, что и у нас, в России: большинство строителей и архитекторов предпочитали использовать проверенные технологии.